North & South, рассказывает Стефан Боде
Платформа: Amiga (Amstrad CPC, Atari ST, Commodore 64, DOS, MSX, NES, ZX Spectrum)
Издатель оригинала: Infogrames Europe SA
Разработчик: Infogrames Europe SA
Жанр: Action, Strategy
Год: 1989
Автор: Mike Bevan (Retrogamer, Issue 117) | Перевод: Nyke
Бельгийский комикс о Гражданской войне в США, молодая компания-разработчик и один из самых известных игровых хитов на Amiga. Майк Биван беседует со Стефаном Боде, создателем игры, которая принесла известность Infogrames.
Стефан Бодэ
Первое, что скорее всего приходит на ум, когда говорят о персонажах комиксов в видеоиграх, – это «Микки Маус в Замке Иллюзий» (Mickey Mouse in Catle of Illusion) да супергерои серии Marvel vs Capcom, не говоря уже про игры с участием Человека-Паука, Людей Икс или Халка. Но всё это, естественно, «американцы». А ведь европейские комиксы тоже имеют почтенную историю и достойных героев! Вспомнить хотя бы галла Астерикса, искателя приключений Тинтина, наконец, любимый британцами Отважный Дэн (Dan Dare) – все они нашли своё воплощение на видеоигровом экране в 80-х и 90-х. Однако, когда в своё время появилась игра North & South, немногие догадывались, что её прародителем тоже является европейский комикс.
Несмотря на то, что North & South обыгрывает не самую весёлую эпоху в истории США, период Гражданской войны 1861 – 1865 гг., само игровое действие подаётся в лёгкой форме, с изрядной долей типичного галльского юмора. В игре вы переключаетесь между картой современных Восточных штатов и Среднего Запада, где явно чувствуется дух настолки, на платформерно-аркадные эпизоды и сражения в реальном времени. Такое смешение стилей явно способствовало популярности среди игроков. При игре вдвоём появляется дополнительный азарт, что особенно заметно во время сражений: каждый из противников бешено давит кнопки, пытаясь уничтожить артиллерию, кавалерию и пехоту на другой стороне экрана своими войсками.
Главный программист North & South, Стефан Боде, устроился в Infogrames в 1988 году. "Моей первой работой была разработка Hostages на Amiga," – вспоминает Стефан. – "После этого я предложил руководству продолжить один ранее прерванный из-за ухода сотрудников проект. Это была игра, основанная на французско-бельгийском комиксе Les Tuniques Bleus («Синие мундиры»; см. краткую историю в P.S.). Надо отметить, что Les Tuniques Bleus был не особо популярен за пределами Франции, Бельгии и Швейцарии (главные франкоговорящие страны Европы – прим. перев.). По правде говоря, я даже не знаю, распространялся ли он вообще хотя бы в крупных странах вроде Великобритании и Германии. Но сам я читал этот комикс в детстве, поэтому был более чем знаком с его сюжетом и героями".
"Руководители Infogrames, Бруно Боннель и Томас Шмидер (Bruno Bonnell, Thomas Schmider), были поклонниками европейских комиксов. Неудивительно, что компания сделала частью своей стратегии создание игр на их основе," – рассказывает Стефан. – "До North & South Infogrames уже воплотила в играх пару комиксов, хотя эти издания были почти неизвестны в Европе. Например, первая опубликованная игра Infogrames называлась Passengers On The Wind и была основана на французском комиксе с аналогичным названием (Les Passagers Du Vent). В конце 80-х у молодой компании просто не было достаточно денег, чтобы закупить права на игрификацию более известных комиксов типа Астерикса или Тинтина. В то же время, «Синие мундиры» были хорошо известны в странах с франкоговорящим населением. И конечно немалую роль в выборе именно этого комикса сыграли юмор и разнообразие мира".
Битвы в North & South, где вы словно видите поле боя с высоты птичьего полёта, начинаются когда армии Союза и Конфедерации встречаются на одном из секторов карты. С одной стороны, здесь чувствуется влияние опыта игры Стефана в настольные варгеймы, а с другой – батальные сцены в комиксах выглядели примерно так же. "C детства я любил маленьких пластиковых солдатиков и поэтому мне хотелось создать игру, где крохотные солдаты сражались бы друг с другом в реальном времени," – говорит он. – "Жанр RTS (real-time strategy) в то время ещё не сформировался, так что и игр, с которых можно было бы «слизать» эту концепцию, фактически тоже не было. Но антураж Гражданской войны в США был прекрасной возможностью воплотить этот подход".
Хотя North & South в чём-то похожа на вышедшие ранее игры вроде Defender Of The Crown и Archon, основное влияние на её стратегическую составляющую оказывали именно настолки, а не тогдашние видеоигры. "В то время варгеймы мне были особенно интересны и поэтому я постоянно играл в них," – признаётся Стефан. – "Civilization и Defender Of The Crown были в их числе, но по-настоящему я черпал вдохновение из игры Risk. Civilization была хороша, но чересчур сложна. Defender Of The Crown же напротив была несколько условной. Сочетание антуража Risk и аркадного шутера получилось из-за технических ограничений. Поначалу я хотел, чтобы все войска были доступны по отдельности в любой момент, как в современных RTS, но оказалось, что так не получится сделать, и мы создали такой своеобразный гибрид. Возможно, именно такая смесь жанров и способствовала успеху игры".
Действительно, жанровое разнообразие придаёт North & South свой особый шарм. Разглядывая общую карту, вы уподобляетесь, например, генералу Гранту, который, сидя в удобном кресле, решает, с какой армией конфедератов стоит вступить в бой войскам Союза. Мгновение – и вы переключаетесь на динамический эпизод с захватом поезда или форта: от удара в челюсть вражеские солдаты улетают в небо, будто их поразил кулак Астерикса, а не рядового солдата. Создание всех этих «компонентов» игры распределили между остальными программистами Infogrames, которые участвовали в проекте. "Я работал в основном над экраном боя в реальном времени," – объясняет Стефан. – "Стратегическую карту штатов делал Винсент Бельяр (Vincent Belliard). Кстати, потом Винсент разработал движок для одного из первых французских интернет-порталов – Infonie".
"Честно говоря, я не такой классный программист, как Винсент, потому что мне был важен лишь результат, на оптимизацию кода мне было плевать. Получалось, что писал я всё быстро, но потом всё равно тратил кучу времени на устранение багов… От прототипа игры я оставил только сайд-скроллинговые аркадные эпизоды. Хотя сперва мне не особо нравились эти «мини-игровые вставки» (они казались скучными и однообразными), в конце концов, когда были доделаны все прочие игровые элементы, мы единодушно решили оставить аркадные эпизоды, чтобы разнообразить геймплей, в котором иначе остались бы только сражения на поле боя".
Кто играл в North & South против компьютера, наверняка помнит, что ИИ не особо хорош, особенно на высоких уровнях. Другой забавный момент: вы можете настроить компьютер на игру с самим собой – так можно каждый раз получить новый вымышленный сценарий развития Гражданской войны. "Мне всегда нравились многопользовательские игры," – говорит Стефан, – "но живой человек не всегда бывает «под рукой», поэтому был создан ИИ, чтобы заменить второго игрока. Мы даже предусмотрели такой режим, где оба игрока заменяются ботами. В процессе разработки этот режим нам очень пригодился: с его помощью мы выявляли баги и производили тонкую настройку баланса боевых единиц на поле боя и на стратегическом экране. Порой уходишь домой и оставляешь ИИ играть с самим собой всю ночь. А утром приходишь и обнаруживаешь, что кто-то из кавалеристов остался невредим, но застрял в кустах!"
Хотя действие игры не совпадает с сюжетом в комиксах, оформление North & South очень похоже на стиль, в котором выполнен Les Tuniques Bleus – это чувствуется уже хотя бы по заставке игры, которая несёт некоторый оттенок иронии. "Как-то мы пригласили Вилли Ламбиля (Willy Lambil), художника Les Tuniques Bleus," – вспоминает Стефан. – "Мы показали ему что уже сделано по игре и, естественно, как будет выглядеть графика на Atari и Amiga. Вилли был приятно удивлён – впервые созданные им Честерфилд и Блатч (главные герои комикса) были анимированы. Наш арт-директор, Дидье Шанфре (Didier Chanfray) постарался перенести манеру Ламбиля на Atari и Amiga. Но вот в 8-битных версиях игры, из-за ограничений по цвету и спрайтам, сложно было бы догадаться об исходном оформлении".
"Создавая персонажей, мы старались сделать их забавными. Этот лёгкий юмор – второй важный компонент, взятый напрямую из комиксов. Нам всем нравился такой юмор, поэтому неудивительно, что мы привнесли его в игру. Дидье Шанфре был главным «шутником» в нашей команде, так что именно он добавил больше всего забавных элементов – изображений, анимации, звуков… А вот идею с фотографом предложил Фредерик Рейналь (Frederic Reynal) – создатель Alone In The Dark. Непосредственно в разработке он не участвовал, но сама игра ему очень нравилась, так что он регулярно приходил посмотреть как идут дела и заодно подкидывал нам новые сумасбродные идеи".
Полушутливый дух комиксов ощутимо витает в игре тут и там: вот кавалерия плюхается в реку под ржание лошадей, а вот индейцы бросают томагавки через карту. Не говоря уже про забавную музыкальную обработку Yankee Doodle и других американских народных мелодий. "Получившееся сочетание юмора, стратегии и аркады не было спланировано. Просто личные пристрастия всех участников разработки наложились на исходный материал. Конечно же, именно такая «смесь» оказалась ключом к успеху игры, к её простоте, доступности и реиграбельности. Мы сами в процессе разработки часто заигрывались в North & South, а попутно улучшали какие-то детали".
Хотя для своего времени North & South была довольно сложной игрой, её всё равно портировали с более мощных 16-битных на 8-битные компьютеры; что удивительно, версия для приставки NES получилась вполне приличного качества. "Исходными версиями были игры под Atari ST и Amiga," – рассказывает Стефан. – "Все прочие версии были сделаны после успеха игры на Atari и Amiga, причём разрабатывали их те же люди и практически параллельно. Версию для Commodore 64 написала Probe Software из Великобритании, а версию для ZX Spectrum создали испанцы из Bit Managers".
"Кассетные версии для ZX Spectrum и Amstrad CPC были реализованы, наверное, самым неудобным способом," – замечает Стефан. – "Каждый из игровых «разделов» (бой в реальном времени и аркадные эпизоды на поезде и в форте) занимал одну сторону кассеты – каково, а?! Помнится, в коробке шло сразу ТРИ кассеты, так что в процессе игры вам постоянно приходилось или перематывать плёнку, или менять кассету. Удивительно, что при всей этой мороке журнал Crash присвоил игре 96%-ный рейтинг!"
Хотя North & South не слишком резво стартовала во Франции, для Infogrames она стала в итоге первым значимым творением. "Сначала игра вышла на французский рынок и критики давали ей средние баллы," – вспоминает Стефан. – "Думаю, её не восприняли всерьёз во многом потому, что у себя на родине Infogrames не славились качеством: компания выпускала либо дешёвые, либо недошлифованные игры. Но с North & South всё вышло иначе: популярность игры набирала обороты, а первый настоящий успех пришёл с её выходом в Великобритании и Германии. Европейские обзорщики давали рейтинг в районе 85 – 95 из 100, что было заметно лучше оценок из французских обзоров".
Успех North & South в конечном итоге принёс Infogrames долгожданные большие деньги. После этого были выкуплены права на популярные европейские комиксы, а потом появились игры про Астерикса, Тинтина и Смурфов. До ухода из Infogrames и основания собственной Eden Games, Стефан успел поработать над The Smurfs и двумя играми про Астерикса. Впрочем, связь с Infogrames не оборвалась – именно эта компания потом издала игры серии V-Rally, созданные Eden Games. Из последних успехов Стефана и его фирмы – две части Test Drive Unlimited. А что до Infogrames, то они преуспели до такой степени, что в 2001 году приобрели торговую марку Atari.
Сейчас Стефан работает креативным директором многопользовательских игр в Ubisoft Annecy. В частности, один из его последних проектов – многопользовательский режим в Assassin's Creed: Brotherhood, благодушно принятый критиками, – был создан под его руководством. "За эти два года мы очень хорошо поработали на пару с монреальской студией Ubisoft," – комментирует Стефан. – "Пока всё идёт хорошо, людям нравится, но мы продолжаем улучшать игру и будем добавлять новый контент вплоть до выхода новой части Assassin's Creed".
Глядя через призму эпох, остаётся только удивляться, что создатель одного из самых инновационных на данный момент многопользовательских режимов когда-то создавал ныне классическую стратегическую игру на Amiga. "Я считаю North & South по-настоящему первой своей игрой. И да, она остаётся одной из самых моих любимых, хотя за свою карьеру я сделал и много других, не менее стоящих," – признаётся Стефан. – "Сейчас я регулярно веду занятия в школе, и ученики часто удивляются, что я имею самое прямое отношение к North & South. Так что если спросить у кого-нибудь из геймеров про две игры, которые я создал, North & South точно будет одной из них".
P.S. Тот самый комикс, что вдохновил Infogrames на создание North & South, впервые появился в бельгийском еженедельном комиксном издании Spirou. Название же происходит от синей формы солдат северян во время Гражданской войны. Первый выпуск (Un Chariot Dans l’Quest) увидел свет в 1970 году, а к настоящему времени вышло уже 54 выпуска; без сомнения, это один из самых популярных комиксов на французском языке. В нём рассказывается о приключениях двух северян: саркастичного и ленивого капрала Блатча и упрямого патриота сержанта Корнелиуса Честерфилда. По ходу действия эти двое участвуют в битвах, встречаются с историческими персонажами типа президента Линкольна, генералов Улисса Гранта и Роберта Ли. Долгое время комиксы были доступны только на французском, но недавно четыре тома были переведены на английский издательством Cinebooks.
Размещено: 04.10.2015
Просмотры: 3040
Комментарии (1)
Написать комментарий
Странно, Майкл Алиябу сказал что это он игру сделал. Интервью его у меня есть называется: Интервью с Альберто Гонсалес (Joe McAlby). На форуме zxdemos.ru. Так вот там и спрайт и как что делалось.
12.11.2017 в 21:27